Как вписаться в страховку 2018


> Европа > Альпы > Восхождение на Монблан, часть 1 > часть 2 > часть 3 > часть 4

Часть 4. Полезная информация

Ранее: Часть 3. Черное и белое

Наш фактический график восхождения:

Наш фактический график восхождения День Дата Цель Описание 1 25 июня Дорога Перелет в как вписаться в страховку 2018 Женеву, трансфер в Сен-Жерве (кемпинг "Дом де Миаж"). 2 26 июня Акклиматизация Акклиматизационное восхождение на Бревент, 2525 м. 3 27 июня Акклиматизация и ледовые занятия на Эгюий-дю-Миди, 3842 м. 4 28 июня Восхождение Подъем на трамвае до станции Белевью (2000 м). Далее по тропе до приюта Тет Рус, 3167 м. 5 29 июня Пересечение Большого Кулуара, подъем по разрушенным скалам до приюта Гутэ, 3817 м. 6 30 июня Восхождение на Монблан, 4810 м., возвращение в лагерь у приюта Гутэ. 7 1 июля Спуск до Белевью (2000 м). Далее на трамвае до Сен-Жерве. Вечером праздничный ужин! 8 2 июля Резервные дни для восхождения
(на случай плохой погоды) Свободный день в Шамони. 9 3 июля Поездка на поезде в Мартиньи (Швейцария). 10 4 июля Переезд в Женеву. Вечером – прогулка по Женеве. 11 5 июля Дорога Рано утром вылет в Москву.

Район Шамони - Монблан на карте Европы

Район Шамони - Монблан на карте Европы

Условные обозначения:

1 - Женева (Geneve), 2 - Ле-Файет (Le Fayet), 3 - Сен-Жерве (St.-Gervais-les-Bains), 4 - вершина Монблана (Mont Blanc), 5 - Шамони (Chamonix-Mont-Blanc), 6 - гора Бревент (Le Brevent, 2525 м), 7 - пик Эгюий-дю-Миди (Aiguille du Midi, 3842 м), 8 - Мартиньи (Martigny), 9 - Курмайор (Courmayeur), 10 - тоннель под Монбланом, 11 - Женевское озеро.

Линии на карте: Красная - железная дорога "Женева - Ле-Файет - Шамони - Мартиньи", Синяя - автотрасса "Женева - Ле-Файет - Шамони", Белая - дорога "Сен-Жерве - Ле-Файет - Шамони", Зеленая - трасса "Милан/Турин - Аоста - Курмайор - Шамони".

Схема наших маршрутов в долине Шамони

схема маршрутов в долине Шамони

Условные обозначения:

Зеленая линия - трамвай на Монблан (Tramway du Mont Blanc, TMB), Красные линии - маршруты наших восхождений, Синие линии - используемые канатные дороги. Маршрут восхождения на Монблан: A - посадка на трамвай на Монблан в Ле-Файете, B - начало восхождения, станция Белевью (Bellevue, 2000 м), C - вершина Монблана (Mont Blanc, 4810 м). Шамони и окрестности: 1 - кемпинг «Дом де Миаж» (camping les Domes de Miage, 850 м) в местечке Сен-Жерве (St.-Gervais-les-Bains), 2 - Шамони (Chamonix-Mont-Blanc, 1000 м), 3 - гора Бревент (Le Brevent, 2525 м), 4 - озеро Бревент (Lac du Brevent, 2125 м), 5 - Эгюий-дю-Миди (Aiguille du Midi, 3842 м), 6 - ледник Геант (Glacier du Geant, 3600 м).

Дневник восхождения на Монблан

День первый, 25 июня 2011 г.

Вечером прилетели в Женеву. На машине турфирмы доехали до местечка Сен-Жерве неподалеку от Шамони. На лужайке кемпинга "Дом де Миаж" поставили палатки. Отбой.

18:35 - вылет из Москвы
20:20 - прилет в Женеву
22:30 - кемпинг Сен-Жерве

День второй, 26 июня 2011 г.

Доехали на машине турфирмы до Шамони. Докупили снаряги, продуктов на выход на Бревент, полчаса погуляли по Шамони. Сели на канатку, поднялись до высоты 2000 м. Оттуда пешком (по грунтовой дороге!) поднялись на вершину Бревент. Оттуда далее по тропе вдоль гребня спустились к озеру Бревент. Отдохнули, искупались. Жарко, идем в футболках! Назад идем по пути подъема. Когда подошли к канатке, она уже закрылась. Спускались в Шамони пешком по грунтовой дороге.

10:00 – 12:00 – прогулка по Шамони, закупка продуктов на радиальный выход 12:00 – подъем на канатке до высоты 2000 м
14:00 – вершина Бревент
15:30 – 16:00 – отдых на озере
16:30 – вершина Бревент
17:15 – спустились к канатке
19:40 – спустились Шамони

День третий, 27 июня 2011 г.

Доехали до Шамони. У канатки в супермаркете купили продуктов на обеденный перекус на горе. Поднялись на подъемнике на Эгюий-дю-Миди (3842 м). Одели кошки, страховочные системы, и в связках, двигаясь по острому снежному гребню, спустились на ледник Геант (3600 м). Поупражнялись в альпинистской технике (основы самозадержания с помощью ледоруба, основы ходьбы в кошках). С ледника, снова по гребню, поднялись на Эгюий-дю-Миди и спустились на канатке в Шамони.

12:40 - поднялись на Эгюий-дю-Миди
17:30 - спустились в Шамони

День четвертый, 28 июня 2011 г.

В Сен-Жерве сели на трамвайчик (билеты купили тут же, в кассе) и доехали до станции Белевью (2000 м). Оттуда прямо по рельсам поднялись до конечной станции трамвая - Нид д' Эгле (2362 м). Жарко, идем в одних термофутболках, не торопимся. В два часа сделали большой привал у приюта приют Cabane des Rognes (2768 м). К вечеру выходим на ледник Тут Рус, где на высоте 3150 м. устанавливаем лагерь 1 (координаты 45°51'22"N, 6°49'4"E). На ужин сходили на приют Тет Рус (3167 м), уточнили прогноз погоды на ближайшие дни.

8:10 - сели на трамвай
9:10 - вышли на станции Белевью-2
9:50 - начали подъем по рельсам
11:15 - 12:40 – отдых у конечной станции трамвая «Нид де Гле»
14:00 – 15:00 – отдых у приюта Cabane des Rognes
17:15 - лагерь у приюта Тет Рус

День пятый, 29 июня 2011 г.

Второй день восхождения. Прямо в лагере одеваем кошки, каски, системы, ледорубы наизготовку. Выходим из лагеря, немного проходим по леднику и упираемся в крутой скальный подъем. Большой Кулуар проходим быстро. Дальше поднимаемся по разрушенным скалам. На крутых участках провешен трос, иногда вщелкиваемся в него для подстраховки. Залезаем прямо к двери в приют Гутэ (3817 м)? По снежному гребню проходим еще метров 100 и на высоте 3825 м. ставим лагерь 2 (координаты 45°51'10"N, 6°49'51"E).

9:30 - выход из лагеря
14:45 - лагерь у приюта Гутэ

День шестой, 30 июня 2011 г.

Восхождение на Монблан, третий (штурмовой) день. Прямо в лагере одеваем кошки. Идем тремя связками. Сначала относительно пологий широкий гребню, затем достаточно крутой снежный склон с выходом на вершину Дом де Гутэ (4250 м). Отсюда спускаемся на широкую седловину и поднимаемся к хижине Валло (4362 м). Тут двое участников нашей группы решают прекратить восхождение. Мы же, по гребню поднимаемся на вершину Монблана (4810 м). На финальной части маршрута довольно сильный ветер, гребень достаточно узкий, есть куда улететь. Но в целом погода отличная (горнолыжные маски, теплые варежки и балаклавы даже не доставали). С вершины видны все высочайшие пики Альп, сама Европа покрыта одеялом облаков. На спуске в лагерь Гутэ очень жарко от яркого солнца, местами иду в одной тонкой флиске.

5:45 – выход из лагеря
8:25 – выход на Дом де Гутэ
9:30 – 10:00 – привал у приюта Валло
12:30 – 12:50 – вершина
15:30 – спуск в лагерь Гутэ

День седьмой, 1 июля 2011 г.

От лагеря у приюта Гутэ по пути подъема, почти без остановок, спускаемся до остановки трамвая Белевью (2000 м). В районе Большого Кулуара один «чайник» спускает сверху камни (хорошо, что маленькие). Один попадает прямо в каску одному из нас, второй – в голень гиду. Злой кулуар!!! На последнем трамвае (что-то мы медленно шли) едем до Сен-Жерве. Прилично же мы обгорели в этот день! Забыли хорошенько намазаться солнцезащитным кремом, лошары =) Вечером – праздничный ужин =)

10:30 – выход из лагеря, начало спуска
13:30 - перешли кулуар
13:40 - 14:00 - перекур после выхода на ледник Тет Рус
14:30 – 14:50 - отдых у приюта Cabane des Rognes, 2768 м.
16:00 – станция трамвая Белевью
16:30 – сели на трамвай

День восьмой, 2 июля 2011 г.

Семь дней, входящих в наш тур закончились. Дальше три дня мы сами по себе. «Своим ходом» (на автобусе до Ле-Файет, оттуда на электричке) съездили на весь день в Шамони. Городишко всего 10 000 человек. Центр города – словно сказка, настолько красиво декорирован. Вот французы!!!! Но почему нет сувенирных футболок с Монбланом??? Я вшоке. Эта нелепая ситуация заслуживает того, чтобы попасть в мой рейтинг «Необъяснимо, но факт!»

День девятый, 3 июля 2011 г.

На автобусе за полчаса доезжаем из Сен-Жерве до Ле-Файет. Там покупаем билеты на поезд и за час доезжаем до границы со Швейцарией (местечко Валорсин, Vallorcine). В Валорсине пересаживаемся на другой, швейцарский поезд и еще около часа едем по красивейшей горной железной дороге до Мартиньи (Martigny). Часа три гуляем по этому необычному (очень контрастирующем как минимум с Шамони) городу. Поздно вечером возвращаемся на поезде в Ле-Файет. Из-за того, что приехали поздно, в Сен-Жерве идем пешком (больше часа).

День десятый, 4 июля 2011 г.

Утром садимся на автобус до Ле-Файет. Там перекусываем в привокзальной кафешке (пицца, пиво), и пересаживаемся на другой автобус, до Женевы. Заселяемся в хостел, принимаем душ. Вечером гуляем по Женеве. Городишко разношерстный. На одном берегу «африканское гетто», на втором – цивильный Старый город «для белых». Цены нут конечно ого-го. Чтобы поужинать хорошо, но подешевле, сели на трамвай и выехали из центра. В отличном месте взяли по стейку и пиву.

День одиннадцатый, 5 июля 2011 г.

Рано утром выселяемся из хостела, пешком за 10 минут доходим до жд вокзала Женевы. Садимся на экспресс до аэропорта. За 15 минут (!!!) приезжаем в аэропорт и вылетаем в Москву.

Описание ключевых участков маршрута восхождения

Во-первых, внимательно посмотрите фоторассказ о нашем восхождении на Монблан. Я специально выложил достаточно много фотографий, чтобы по ним можно было понять, что из себя представляет восхождение на Монблан. Тем не менее, хочу более подробно описать участки маршрута восхождения.

Восхождение на Бревент. От станции канатки на высоте 2000 м. до вершины Бревента (и вниз до Шамони) – отличная грунтовая дорога. Дальше до озера Бревент – тропа. При хорошей погоде спокойно можно ходить в (хайкинговых) кроссовках. В плохую погоду все же лучше треккинговые ботинки (может быть скользко, грязно, кое-где камни).

Ледовые занятия на Эгюий-дю-Миди. Чтобы от верхней станции канатки Эгюий-дю-Миди спуститься на ледник Геант нужно пройти около 200-300 метров узкого снежного гребня. Кошки, ледоруб, каска – обязательны. Движение только в связках. На гребне постоянно туда-сюда снуют связки, толчея, тесно! Так что для тех, кто никогда не ходил в кошках до этого дело крайне опасное. Насколько я знаю, клиентов, для которых альпинизм – дело совсем новое, водят на ледовые занятия в другое место.

Карта классического маршрута восхождения на Монблан

Карта классического маршрута восхождения на Монблан

Условные обозначения:

1 - конечная станция страмвая Нид д' Эгле (Nid d’Aigle), 2 - приют Тет Рус (Refuge de Tete Rousse, 3167 м), 3 - приют Гутэ (Refuge du Gouter, 3817 м),
4 - хижина Валло (Vallot, 4362 м), 5 - вершина Монблана (Mont Blanc, 4810 м).

Google-карта маршрута

Чтобы посмотреть маршрут в 3D, нажмите "Земля" в правом верхнем углу карты!


Просмотреть Классический маршрут восхождения на Монблан на карте большего размера

Трамвай "Монблан" - станция Нид д' Эгле (2362 м). В сезон (июль-август) трамвай Монблан поднимается до конечной станции Нид д' Эгле на высоте 2362 м. Так как мы были в июне, наш трамвай дошел только до высоты 2000 м (станция Белевью). От Белевью до Нид д' Эгле тропа идет прямо по рельсам трамвая. Есть более прямой вариант тропы, которая от Белевью сразу уходит в лоб по склону. Гиды крайне не рекомендуют этот путь из-за опасности камнепадов.

1-2. Нид д' Эгле – приют Тет Рус (3167 м). Подъем идет по отличной тропе. На второй части маршрута тропа выходит на скальное ребро и идет по разрушенным скалам. В хорошую погоду опытные спортсмены с хорошим опытом (и тренированностью) ходьбы в горах идут на этом участке даже в кроссовках (а горные ботинки несут в рюкзаке). Большая же часть людей уже от трамвая идут в «основных» своих горных ботинках. Вторую часть подъема лучше все-таки идти в каске. Уже на этом участке в плохую погоду даже в июле месяце может выпасть снег! Путеводители говорят, что стандартное время на прохождение этого участка - 5 часов. Если вы в очень хорошей форме и без тяжелого рюкзака, можно пройти и за 3 часа. Но можно ползти и все семь-восемь, как, например мы. Просто мы не торопились...

2-3. Приют Тет Рус – приют Гутэ (3817 м). Это самый опасный и физически трудный участок всего восхождения. В самом низу нужно пересечь печально знаменитый «Большой кулуар» (Grand Couloir MontBblanc), по которому постоянно что-то сыпется. Размер камней – от горошины до чемодана. Рекомендуемое время прохождения кулуара - раннее утро, не поздyее обеда, пока скалы и камни подморожены ночным морозом. Кто идет во второй половине дня, рискует быть участником вот этого:

Через борта кулуара провешен трос. Через него можно страховаться, но кто-то «короткими перебежками» проходит его без страховки (типа так быстрее!). Дальше по разрушенным скалам строго вверх. Средний уклон более 30 градусов, местами доходит до 45! На сложных участках для страховки висит трос, в который можно вщелкиваться с помощью усов самостраховки. Обязательное движение в касках, так как народу очень много и иногда кто-нибудь по неосторожности пускает камень. В нашем случае это и произошло. Маленький камень прилетел прямо в каску одного из гидов!!! Путеводители рекомендуют закладывать на участок от приюта Тет-Рус до приюта Гутэ не менее 5 часов. Так же в приюте Тет-Рус есть камера хранения, где можно оставить вещи, которые не понадобятся выше (легкая треккинговая обувь, летняя одежда).

3-4. Приют Гутэ – приют Валло (4362 м). От приюта Гутэ начинается снег, ледники. Весь маршрут проходится в связках, так как есть трещины. Каска, кошки, ледоруб – обязательны. В сезон (июль – август) восходителей очень много и в хорошую погоду идти легко, тропа отлично протоптана. В хорошую погоду весь маршрут до самой вершины, в общем-то, никаких технических трудностей не представляет. Закреплять веревку не нужно, все спокойно проходиться в связках с самостраховкой ледорубом. Основные трудности носят не технический характер – ночной (утренний) холод, когда некоторые восходители морозят ноги (температура может падать до -20 градусов!) и сильный ветер (особенно на заключительном, гребневом участке перед выходом на вершину).

Схема маршрута восхождения на Монблан. Нижняя часть. От станций трамвая до вершины Дом-дю-Гутэ Маршрут второго дня восхождения. Гранд кулуар и выход к приюту Гутэ Единственный пологий участок на подъеме к приюту Тет Рус Участок пути от приюта Гутэ до вершины Дом-дю-Гутэ Верхняя часть участка крупно Маршрут от приюта Гутэ до вершины Дом-дю-Гутэ. Вид сверху Заключительная часть маршрута восхождения - от Дом-дю-Гутэ до вершины Подъем к приюту Валло Средняя часть вершинного гребня Средняя часть вершинного гребня Предвершинный гребень Начало спуска с приюта Гутэ Спуск на ледник Тет Рус с приюта Гутэ Верхняя часть скального контрфорса Нижняя часть контрфорса, Гранд кулуар Общий вид на место пересечения Гранд кулуара Выход на ледник Тет-Рус Спуск по разрушенному скальному гребню к приюту Cabane des Rognes

Маршрут ваосхождения на Монблан на моих фотографиях (красным - время съемки).

4-5. Приют Валло - вершина Монблана (4810 м). Эти последние 100-200 метров до вершины – это, пожалуй, второй технически непростой участок всего маршрута восхождения на Монблан. «Улететь» есть куда, поэтому вы обязательно должны уверенно чувствовать себя при ходьбе в кошках. В плохую же погоду тропа мгновенно заметается и легко сбиться с пути. Не выходите (особенно в неустойчивую погоду) на маршрут без опытного гида, перед выходом обязательно включите GPS! В день восхождения обычно практикуется ночные выходы (в 1-2-3 часа ночи), чтобы успеть спуститься в лагерь к обеду. Так как обычно в горах портится погода и может начаться очень опасная, особенно на таких гребневых маршрутах, гроза! При ночных выходах существенная часть маршрута проходится при свете налобных фонарей. Лично мы не смогли выйти ночью из-за того, что ночью шел снег. Но зато днем была отличная погода, нам повезло. На подъем от лагеря Гутэ до вершины путеводители рекомендуют закладывать 4 – 6 часов, и еще 2 - 3 часа на спуск.

Спуск с приюта Гутэ до остановки трамвая. Путь легко преодолевается за день (некоторые монстры сбегали и за три часа). Но торопиться не стоит. Спуск с Гутэ до ТетРуса по разрушенным скалам – это то еще приключение. Не торопитесь, идите крайне сосредоточенно! Расслабиться можно только когда спуститесь на ледник Тет Рус. На этом можно сказать, что восхождение закончено. Дальше по тропе спуск к трамваю.

Вертикальный профиль маршрута восхождения на Монблан

Вертикальный профиль и схема маршрута восхождения на Монблан

Координаты приютов и ключевых точек маршрута восхождения на Монблан (взято в сети)

  • Кемпинг Дом де Миаж в Сен-Жерве (880 м) – 45°52'24"N, 06°43'18"E
  • Вершина Бревент (2525 м) – 45°56'01"N, 06°50'15"E
  • Озеро Бревент (2125 м) – 45°55'46"N, 06°49'39"E
  • Посадка на трамвай Монблан в Сен-Жерве (770 м) – 45°53'52"N, 06°42'40"E
  • Конечная станция трамвая Нид д' Эгле (2372 м) - 45°51'30"N, 06°47'54"E
  • Приют Нид д' Эгле (2417 м) - 45°51'14"N, 06°47'58"E
  • Небольшой приют Cabane des Rognes (2768 м) - 45°51'50.40"N, 6°48'32.40"E
  • Приют Тет Рус (3167 м) – 45°51'19.76"N, 6°49'7.36"E
  • Пересечение Гранд-Кулуара (3353 м) - 45°51'16"N, 06°49'26"E
  • Приют Гутэ (3835 м) – 45°49'57.00"N, 6°51'51.84"E
  • Перемычка у Дом де Гутэ (4270 м) – 45°50'44"N, 06°50'39"E
  • Приют Валло (4362 м) – 45°50'21.70"N, 06°51'7.31"E
  • Вершина Монблана (4810 м) - 45°50'01"N, 06°51'54"E

Координаты мест, где мы ставили наши палатки

  • Лагерь 1 на камешках на леднике Тет Рус у приюта Тет Рус ( 3150 м) - 45°51'22"N, 6°49'4"E
  • Лагерь 2 на снежном гребне чуть выше старого приюта Гутэ ( 3825 м) - 45°51'10"N, 6°49'51"E

!!! Координаты ключевых точек маршрута - kml-файл для Google Earth

Приюты на Монблане

До этого я никогда не был в альпийских приютах и все это мне было в диковинку и очень понравилось. Первое, что нужно понимать - в приют нельзя прийти просто так, «с бухты барахты» и «попроситься спать». Приют нужно бронировать через интернет (ищите в сети), ночь стоит не так уж и дешево (update: в приюте Тет-Рус летом 2012 года - 67 евро за ночь с питанием). При наличии свободных мест на ночевку можно "вписаться" и на месте, но в сезон на это даже и не надейтесь! Исключение - хижина Кабанэ дэ Ронь (Cabane des Rognes 2768 м.) это две небольшие комнаты с двухярусными нарами плюс мансарда. Её может занять любой мимо проходящий если есть свободные места (нары), коих там немного, всего на 5-10 человек.

Мы шли со своими палатками по двум соображениям. Во-первых, выспаться в приюте не просто. Народ постоянно то приходит, то уходит, кто-то храпит, кто-то читает. В общем, расслабиться не получится. Знавал случаи, когда люди так и не могли заснуть за всю ночь (горняшка часто только усложняет процесс). Плюс хижина - это закрытое помещение, а воздуха на высоте и так лишнего нет. Так что мы лучше на свежем воздухе, в палаточках, в тишине, на природе. Выглянул из палатки, посмотрел на горы, на луну, на звезды =) В общем, крайне рекомендую!! А во-вторых с палатками как-то по настоящему, нам так привычнее, по-спортивному, что ли… =)

ВНИМАНИЕ! С лета 2013 года "кемпинг", т.е. установка собственных палаток на гребне у приюта Гутэ ЗАПРЕЩЕНА, и теперь с палатками по этому маршруту ходить нельзя, только ночевать на приюте! Правда есть информация, что некоторым альпинистом удавалось поставить лагерь чуть выше, перед взлетом к Дом де Гутэ (источник)

UPDATE!! Июнь 2014

"На Монблане продолжится начавшийся в прошлом году эксперимент по размещению на склонах горы специального полицейского подразделения – горной жандармерии.

В задачу жандармов входит следить за тем, чтобы альпинисты не устанавливали палатки выше отметки 3835 м (где расположена последняя перед вершиной горная хижина Gouter), а также помогать слабоподготовленным альпинистам, или даже снимать их с восхождения и отправлять вниз.

К патрулированию склонов горные жандармы приступят с 15 июня и завершат работу в конце летнего альпинистского сезона - в сентябре.

Стандартный маршрут восхождения на Монблан считается самым простым, и, следовательно, самым многолюдным. С каждым годом возрастают очереди и пробки на наиболее популярных маршрутах восхождения на Монблан. Однако многие альпинисты часто недооценивают этот маршрут, свои силы и возможности в восхождении на высшую точку Альп, чем подвергают свою жизнь большому риску. Что же касается запрета на установку палаток выше 3835 м, это связано с тем, что в погоне за вершиной Монблана, туристы напрочь забывают о своем мусоре, оставленном во время проживания в палатках. Этот мусор с каждым годом накапливается, превращая белоснежные склоны Монблана в мусорную свалку. Жандармы будут разъяснять нерадивым туристам о том, к каким негативным последствиям приводит их неаккуратность. Штраф за нарушение предписания властей и установку палаток в запрещенных для этого местах составит 6000 евро. Штрафы за оставленный мусор на склонах Монблана составят от 1200 евро."

Конечно есть риск попасть в непогоду, но в сезон по-настоящему жесткая непогодь бывает редко, так что считаю, что риск оправдан. В крайнем случае жесточайшей непогоды и даже при отсутствии свободных мест вы можете напроситься на ночевку если и не на нарах, то на лавках или столах в столовой комнате (в любом случае с вас возьмут деньги!).

Но, несмотря на то, что мы жили в палатках, приютами мы пользовались. Во-первых, мы ходили туда ужинать. Фишка в том, что даже если ты живешь не на приюте, ты можешь заказать ужин в нем. Интересно то, что заказ нужно делать заранее, за полчаса – час до ужина. Мы делали так два раза, на приюте Тет Рус и в первый вечер на Гютэ. Однако во второй вечер, спустившись с вершины, поужинать нам не удалось. Нас просто послали нафиг под предлогом того, что «у нас очень много постояльцев и сегодня мы кормим только тех, кто оплатил ночевку в самом приюте». Вот так то! Хорошо, что мы несли с собой запасные продукты. В итоге этот ужин готовили на горелке. Не знаю, насколько это частая история, посмотрите что пишут об этом в сети…

Приют Нид д' Эгле, 2417 м Приют Cabane des Rognes, 2768 м Приют Тет Рус, 3167 м. Приют Готэ, 3817 м. Приют Валло, 4362 м.

Приюты на Монблане на маршруте восхождения по классике

Кроме еды на приюте вывешивают прогноз погоды (обязательно сходите и посмотрите!) и, тьфу-тьфу-тьфу, дежурят спасатели! (Перед выездом обязательно сделайте себе альпинистскую страховку!!! Пластиковая карточка страховки обязательно должна быть у вас с собой на восхождении!!!)

Всего на маршруте восхождения по-классике (то есть то, что прошли мы) находится целых пять приютов, но активно используются только упомянутые выше приют Тет Рус и приют Гютэ. Приют Валло - непригоден для жилья, представляет из себя крохотную комнатушку. Cabane des Rognes - 2 комнаты + мансарда, вполне приличное место для ночлега. Новый, огромный и красивый приют в паре сотен метрах от Нид д' Эгле - как я выяснил позже, на самом деле является рестораном. Находится в опасной зоне - возможен селевой поток, если прорвется озеро под ледником Тет Рус.

Приюты на Монблане

Условные обозначения:

(1) - ресторан (не всегда работает), (2) - приют Cabane des Rognes (2768 м), (3) - приют Тет Рус (3167 м), (4) - приют Гутэ (3835 м), (5) - приют Валло (4362 м).

Если вам нужна более подробная информация по приютам на классическом маршруте восхождения на Монблан, ищите в сети по запросам «refuge de tete rousse» и «refuge du gouter». Когда мы были на горе активно строился новый приют на гребне Гутэ. Вот нашел такое видео про это:

Погода и климат в сезон летних восхождений

Считается, что классический сезон для восхождений начинается 1 июля и заканчивается 31 августа. В это время самая теплая погода и соответственно больше всего народу. Чтобы избежать толчеи мы с друзьями, посоветовавшись со знакомыми французами (и гидами из АльпИндустрии), решили, что попробуем совершить восхождение перед самым началом сезона, в конце июня. «Отличное время!» - подтвердили знакомые французы, - «обычно уже хорошая погода и еще не так много народу». Надо сказать, что мы не прогадали. Погода и вправду была отличная, а сразу после нас (в начале июля) наоборот очень испортилась! Но имейте в виду, что даже в эти летние месяцы на высотах выше 4000 метров только за одну ночь может выпасть больше 20 см снега, порывы ветра на вершине достигать 80 км/ч и даже 150 км/ч. Представьте сами, какой реальный холодовой эффект это дает! Все это может серьезно осложнить восхождение, или сделать его невозможным! Вот, например, принтскрин реальной температуры на Монблане в августе этого года:

Реальная температура на Монблане в августе

Реальная температура на Монблане в августе

По поводу температуры. У нас было так: внизу в Шамони днем было под +25. Можно ходить даже в шортах! На высоте 2500 тоже было жарко (смотрите фотографии), ходили в футболках. На само восхождение (по совету гидов) мы брали одежду (и спальник) с учетом того, что во втором лагере на 3800 ночная температура может упасть до -20 градусов (в норме, в районе -5). К счастью, мы попали как раз в норму: ночью было что-то около -5, а днем был даже плюс! По поводу осадков: единственная статистика, которую мне удалось найти в сети – среднее кол-во дней с осадками в самом Шамони. Цифры такие: июнь – в среднем 13 дней в месяц, в июле – 12 дней, в августе – 11 дней, в сентябре – 10 дней.

Температура и количество дней с осадками в Шамони

Средние температуры (максимальная, средняя, ночная) и количество дней с осадками в Шамони

Количество часов солнечного сияния в Шамони

Количество часов солнечного сияния в Шамони

Снаряжение для восхождения на Монблан

Чтобы определиться со снаряжением, для начала нужно решить вопрос о том, где вы будете ночевать на горе. Если в приютах - то вам не нужна палатка и теплый спальник. В этом случае все остальное снаряжение должно поместиться в рюкзак объемом 40 – 50 литров. Если же вы пойдете в «экспедиционном стиле», то нужен рюкзак на 65-70 литров. Итоговый список снаряжения лучше всего уточнить у вашего гида! Тут вы можете скачать файл со списком снаряжения на Монблан, которое брал на гору я.

Кемпинг в долине Шамони. Дом-де-Миаж в Сен-Жерве

Как я уже говорил, до этой поездки я никогда не останавливался в кемпингах. Насколько я понял уже потом, кемпинги бывают очень разными по уровню сервиса. В них могут быть даже бассейны! Что касается кемпинга «Дом-де-Миаж», то это хороший, чистый уютный кемпинг в долине Шамони, в непосредственной близости к Монблану. Жить в кемпинге удобно. Проснувшись, мы брали умывальные принадлежности и шли в отдельное строение (на схеме отмечено цифрой (6). Там располагаются умывальники, туалеты, даже душевые кабины!!! Так что никакого дискомфорта. За дополнительную плату можно пользоваться даже стиральными машинами. Но мы делали по-простому – стирали футболки «на руках» и сушили на растянутой около палаток гидов веревке.

Схема кемпинга Дом-де-Миаж в Сен-Жерве

Условные обозначения:

1 - дорога в центр Сен-Жерве, Ле-Файет, Шамони, 2 - въезд на территорию кемпинга, 3 - отель Дом-де-Миаж (2), 4 - здание ресепшен, 5 - лужайка для установки собственных палаток, 6 - туалеты, душевые кабинки, умывальники, стиральные машины, 7 - места для парковок авто-кемперов.

В здании ресепшен есть небольшой магазинчик, который держат хозяева кемпинга. Там можно купить мелкие сувениры, карты, напитки из холодильника (кола, вода, пиво).

Также хочется сказать о культуре европейцев. Все очень прилично, вечером – тихо. В дни радиальных восхождений и даже на четырехдневный выход на Монблан мы оставляли часть вещей просто в двух палатках АльпИндустрии. Как уверяют гиды, никогда ничего не пропадало. Это очень приятно!

Единственный минус кемпинга – нет недорогой кафешки поблизости. По программе тура питание в тур не включено, и нам приходилось постоянно решать вопрос с едой. Да, у гидов есть горелки, вся необходимая для готовки посуда. Спасибо гидам, они готовили нам завтрак (продукты покупали в супермаркете, в складчину), но вот с ужином приходилось мучиться. Пару раз ужинали в Шамони, пару раз в Сен-Жерве (в этом случае до кафешек в центре местечка приходилось ходить пешком, а это более получаса в одну сторону).

Транспорт в районе Шамони:
как добраться до Монблана, Женевы и других интересных мест

  • Москва – Женева. Мы летели Swiss Air. Была лучшая цена за прямой перелет (билеты покупали в конце февраля).

  • Женева - Шамони. Если вы едите в составе туристической группы, трансфер наверняка включен в стоимость вашего тура. Если же вы путешествуете самостоятельно, то до Шамони (и окрестностей) можно доехать или на поезде (от жд вокзала Женевы до станции «Chamonix Mont Blanc») или на автобусе (от автовокзала). Дорога занимает два - три часа.

  • Сен-Жерве – Шамони. Прямого сообщения нет. Сначала на местном автобусе (ходит примерно один раз в час, расписание висит на автобусных остановках) нужно доехать до Ла Файета (билет стоит около 2 евро, в пути примерно 30 минут). В Ла Файете пересаживаетесь на проходящий поезд до Шамони (насколько я помню, ходит он раз в полтора-два часа, в дороге полчаса, цена около 10 евро).

  • В Швейцарию (например, в Мартиньи): мы ездили поездом. Сначала пол часа от Ле-Файет до Шамони, еще столько же до границы (Валорсин) и около часа до ближайшего крупного городка Мартиньи.

  • В Италию (Курмайор) – автобусом через тоннель.

Организационные вопросы

Если вы планируете самостоятельную поездку, то логика будет такой:

  • Как можно раньше (так дешевле) покупаете билет на самолет.
  • После этого, уже точно зная даты поездки, через интернет бронируете гостиницу, кемпинг (отдельные сайты), а если нужно, то и ночевки в приютах.
  • Параллельно, в какой-нибудь надежной страховой компании, покупаете страховку (экстремальную, альпинистскую!!!).
  • Со всеми этими документами и заполненной анкетой идете во французский визовый центр (в Москве на станции метро Таганская) и получать визу.
  • А если вы едете через турфирму, то не парьтесь, они все сделают за вас!

Полезные ссылки и контакты

  • Официальный сайт долины Шамони - www.chamonix-montblanc.ru
  • Альпинистское описание Монблана (eng) - www.summitpost.org/mont-blanc/150245
  • Альпинистское описание массива Монблана (eng) - www.summitpost.org/mont-blanc-group/150797
  • Приюты района Монблана - www.refuges.info/nav/massif/8/mont-blanc/
  • Туристическое агентство «Команда Приключений» АльпИндустрии - www.alpindustria-tour.ru
  • Романов Сергей Алимович. +7 (916) 624-06-45,,
  • Максим Фойгель, горный гид Шамони, Альпы. www.alpina-travel.com Восхождения в Италии, Франции и Швейцарии.

Бюджет поездки

Всего около 95 000 р. В том числе:

  • тур «Восхождение на Монблан» 8 дней, 7 ночей от АльпИндустрии - 59 800 р.
  • перелет Москва – Женева – Москва, Swiss, с покупкой в конце февраля 2011 – 10 600 р.
  • расходы во время поездки – 24 800 р. (денег не жалели, можно было потратить в два раза меньше)

Выводы и советы

1. Если вы не достаточно опытный альпинист, крайне советую не совершать восхождение самостоятельно, и тем более в одиночку. Потратьтесь на гида. Это, во-первых, сбережет вам кучу времени по подготовке самой поездки. Все-таки мы все ходим в горы во время отпуска, и тратить еще кучу времени на подготовку путешествия – это не всегда оправданно. Во-вторых, хоть гиды на самом деле не обязаны это делать, они поправят вам альпинистскую «технику», покажут кое-какие, нужные для гор подобной сложности, навыки и приемы. В третьих у гидов (по крайней мере я могу говорить за гидов «Команды Приключений») есть машина, на которой вы передвигаетесь. Поверьте, это экономит кучу времени и сил, особенно если вы живете не в центре Шамони, а где-то в соседних деревушках. В-четвертых, общаясь с гидом вы почерпнете для себя много нового о Монблане, о горах, да и мало ли чего еще! И, наконец, в-пятых: Монблан - гора достаточно серьезная, а гид - это человек, который хорошо знает гору, погоду, маршрут. Используя эти знания вы с большей вероятностью совершите успешное восхождение!

2. Район Шамони – идеальный плацдарм для совершенствования альпинистского мастерства. Удобная и относительно недорогая дорога, инфраструктура (гиды, школы, магазины снаряжения), кухня, наличие всевозможных развлечений для всех членов семьи или большой компании и, конечно, фантастическое разнообразие горного рельефа от лесных прогулок до стенного альпинизма.

3. Если бы кто-нибудь меня спросил – «Стоит ли мне идти на Монблан?», я бы ответил так. Вам надо идти на Монблан, если:

  • - Вы давно занимаетесь альпинизмом, но на Монблане не были. Гора и сам район – это легенда! И очень красиво!!!

  • - Если вы «средний» любитель гор. Сходили что-нибудь типа треккинга в Непале, или сходили поход по Лагонакам, может, поднялись на Килиманджаро, и планируете дальше ходить в горы. В этом случае Монблан станет хорошим толчком в вашем развитии как альпиниста. После такой горы в горы хочется ходить еще больше!

4. Вам не стоит идти на Монблан если:

  • - Вы только начали ходить в горы и никогда до этого не ходили в кошках, не знаете, что делать с ледорубом! В таком случае для вас, на мой взгляд, Монблан может быть немного «через чур». Возможно, где-то, вам будет страшно, вы будете скованы, зажаты. Это не лучший вариант для таких чудесных мест. Мой совет – сначала сходите в какие-нибудь чуть менее высокие горы с ледниками, потренируйтесь там. Я советую Лагонаки, Черногорию, Австрию или Тянь-Шань в районе Алма-Аты. После такого опты смело возвращайтесь на Монблан!

  • - Терпеть не можете людей и считаете, что «правильные горы» это те, где людей нет (Саяны, Байкал, Камчатка). Действительно, Монблан и Шамони – очень посещаемые места. Когда-то я и сам избегал таких «попсовых» мест, пока не понял, что они стоят того!

NEW!!В завершении хочется показать свежее видео 2014 года продолжительностью 11 минут, снятый ребятами из Израиля. В фильме Константин Абрамович, 77 летний альпинист (!!) делится своим личным опытом о покорении вершин и преодолении себя. В фильме хорошо показан быт на маршруте и восхождении, рассказано и показано как теперь решать вопрос с ночевками на втором лагере (75 евро за ночевку в коридоре на полу). Единственное, очень непонятно, почему ребята ходили без касок даже на траверсе Гранд-кулуара...


Источник: http://www.kovinov.com/europe/alpy/voshozhdenie-na-monblan/p4.shtml



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Можно Ли Без Владельца Автомобиля Оформить Страховку - Помощь Ужасы амитивилля пробуждение фильм 2018

Как вписаться в страховку 2018 Как вписаться в страховку 2018 Как вписаться в страховку 2018 Как вписаться в страховку 2018 Как вписаться в страховку 2018 Как вписаться в страховку 2018 Как вписаться в страховку 2018 Как вписаться в страховку 2018 Как вписаться в страховку 2018